Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
«Доступная среда» - программа, направленная на улучшение качества жизни инвалидов и маломобильных групп населения Российской Федерации. Реализация программы доступной среды проходит как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В МБДОУ д/с № 30 функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелым недоразвитием речи(ТНР). Дети обучаются по адаптированной образовательной программе.
Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют специалисты:
воспитатели;
учитель-логопед,
педагог-психолог,
инструктор по физической культуре,
музыкальный руководитель.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) оборудованы кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, где дети, занимаясь с педагогами индивидуально или подгруппами, получают квалифицированную коррекционную помощь.
Музыкальный зал |
музыкальный центр, мультимедийная установка, фортепиано, электронное пианино, разнообразные детские музыкальные инструменты, подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями, пособия, игрушки, атрибуты; детские хохломские стулья |
Праздники и развлечения Выставки ООД по музыкальному воспитанию. Индивидуальные занятия Тематические досуги Театральные представления Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей Консультативная работа с родителями и воспитателями |
Кабинет педагога-психолога |
Имеются напольный световой стол для рисования
песком, мольберт для рисования пальчиками, игры для развития
эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов, различные виды театров
для инсценировки сказок (пальчиковый, кукольный), разнообразный
художественный и природный материал, игрушки, мягкие мешки-кресла, настенный
бизиборд, методическая литература, картотеки игр и упражнений для развития и
коррекции познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы |
коррекционно-развивающая
работа с детьми. |
Кабинет учителя-логопеда |
Стульчики, стол для занятия у зеркала Соски, шпатели, вата, ватные палочки,
марлевые салфетки Пособия для развития дыхания Картотека материалов для автоматизации и
дифференциации звуков всех групп Логопедические альбомы для обследования
звукопроизношения, фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы
речи. Предметные, сюжетные картинки по изучаемым темам. Алгоритмы, схемы описания предметов, мнемотаблицы для заучивания
стихотворений Лото, домино по
изучаемым лексическим темам Игрушки и счетный
материал по изучаемым темам Предметные и
сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп Настольно-печатные
д/и для автоматизации и дифференциации звуков всех групп Раздаточный материал
и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и
слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений Настольно-печатные
игры для совершенствования грамматического строя речи Настольно-печатные д/игры для развития навыков звукового и
слогового анализа и синтеза Разрезной алфавит,
магнитная азбука и азбука для коврографа |
успешная
коррекция речевых нарушений обучающихся |
спортивный
зал |
Зал оснащен
необходимым спортивным оборудованием: шведская стенка, гимнастические маты,
мячи разной величины, скамейки,
гимнастические палки, кольцебросы, |
Стимулирование
физической активности |
тренажерный
зал |
Спортивные
тренажеры, гимнастические маты, шведская стенка, канат, турники, мягкие
модули, массажные коврики |
для физического развития и привития детям
основ здорового образа жизни. |
методический
кабинет |
шкафы
для книг, письменные столы, стулья, ноутбук,
принтер,нормативно-правовые документы,документы по организации
деятельности ДОУ,методический материал,библиотека |
Осуществление
методической помощи педагогам |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий:
- спортивная площадка -проведение физкультурных занятий на улице, утренней гимнастики, спортивных праздников, развлечений;
- огород -предназначен для опытно исследовательской деятельности, по ознакомлению с окружающей средой, миром природы, трудовой деятельностью.
- метеостанция, для наблюдения за явлениями природы.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе на имеющихся в ДОУ объектах для проведения практических занятий.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека как структурное подразделение в МБДОУ д/с № 30 отсутствует.
Библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ОВЗ нет.
В кабинетах учителя-логопеда, педагога - психолога и в помещениях групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи имеется специальная методическая литература, дидактические игры, диагностические материалы. Обучение проходит по адаптированной образовательной программе.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обьекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ - отсутствуют.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами, нет.
Для детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи в группах и кабинетах учителя-логопеда, педагога-психолога имеются специальные средства обучения и воспитания, предназначенные для коррекционной работы.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивными особенности здания МБДОУ № 30 не предусмотрено наличие подъемников, адаптированных лифтов, поручней, устройств для закрепления инвалидных колясок, расширенных дверных проемов.Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением.
Специальные условия питания
В МБДОУ д/с № 30 выполняются принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путем соблюдения режима питания, норм потребления продуктов, гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приема пищи.
В детском саду разработано 10 дневное меню,которое включает в себя диетические блюда (запеканки, каши, котлеты, супы и т.д.)
На завтрак– каши.
На второй завтрак– сок, фрукты.
Обед— является основным приёмом пищи в детском саду.
Первые блюда— это борщ, рассольник, щи, овощной , гороховый супы.
На второе– мясные, рыбные блюда (котлеты, биточки, гуляш, тефтели, рыба).
На гарнир— крупы, рожки, пюре, овощи.
На третье— компоты, кисели,
Кисломолочные продукты: кефир, ряженка, йогурт.
Широко используются в ежедневном меню продукты, содержащие микроэлементы, витамины, растительную клетчатку, способствующие функционированию процессов пищеварения и стимуляции аппетита детей.
Учреждение организует питание детей в соответствии с санитарными нормами и правиламиСанПиН 23/2.4.3590-20
В МБДОУ д/с № 30 осуществляется четырехразовое питание детей.
Один раз в десять дней медсестра контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на одного ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводится один раз в месяц, подсчитывается калорийность (количество белков, жиров, углеводов, витаминов). В весенне-зимний период проводится витаминизация пищи препаратами «Аскорбиновая кислота».
В МБДОУ д/ с № 30 заключены договора на поставку продуктов питания. К любому поставляемому продукту прилагаются обязательные документы: накладная, сертификат качества и ветеринарная справка (мясо). Прием продуктов питания осуществляет завхоз и медсестра.
Дети, посещающие МБДОУ д/с № 30 , обеспечены 4-х разовым сбалансированным питанием, необходимым для нормального роста и развития ребенка.
Пищеблок оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами.
Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда имеет маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов.
При работе технологического оборудования исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов.
Производственное оборудование, разделочный инвентарь и посуда соответствуют следующим требованиям: столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, цельнометаллические; для разделки сырых и готовых продуктов имеются отдельные разделочные столы, ножи и доски из деревьев твердых пород без щелей и зазоров, гладко выструганные.Посуда, используемая для приготовления и хранения пищи, безопасна для здоровья детей; компоты и кисели готовят в посуде из нержавеющей стали. Длякипячения молока выделена отдельная посуда; количество одновременно используемой столовой посуды и приборов соответствует списочному составу детей в группе.
Кухонная посуда, столы, оборудование, инвентарь промаркированы и используются по назначению.
Пищеблок оборудован системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением в зоне горячего цеха.
Моечные (производственные) ванны на пищеблоке, изготовленные из нержавеющей стали,обеспечены подводкой холодной и горячей воды через смесители.
Для ополаскивания посуды (в том числе столовой) используются гибкие шланги с душевой насадкой.
Столовая и чайная посуда выделена для каждой группы.
Она изготовлена из фарфора (тарелки, блюдца, чашки) , а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) – из нержавеющей стали.
Посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и столовые приборы из алюминия не допускается к использованию.
В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т.п.
Один раз в неделю проводится генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
Для сервировки стола и привития культурно-гигиенических навыков имеются: салфетницы, салфетки, ножи, блюдца, чайные, столовые, десертные ложки.
Медицинское обслуживание в Учреждении обеспечивается внештатным медицинским персоналом, который наряду с администрацией и педагогическим персоналом Учреждения несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечения качества питания детей.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ созданы условия для охраны здоровья воспитанников.
В штате учреждения есть медицинский работник.
Медицинское обслуживание так же осуществляется по договору, в рамках которого: организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры).
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний.
С целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
•проведение профилактических осмотров;
•мероприятия по обеспечению адаптации в ДОУ;
•осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
•обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
• осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
•осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений МБДОУ д/с № 30 соответствует требованиям действующих санитарных правил. Каждая группа имеет отдельную прогулочную площадку.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к сети "Интернет" - 1 точки, в том числе для учебно-вспомогательного целей - 0;
Локальная сеть обеспечена доступом к сети "Интернет" скорость подключения - 100 Мбит/сек.
Разработан и действует сайт МБДОУ №30https://gul30.tvoysadik.ru/
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- музыкальный центр;
- магнитофон.
- ноутбук.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.